Наши книги

Ницавим.

29:23-24 Спросят все народы: За чтосделал Б-г такое с этой землей? В чем причина столь великого гнева? И ответят они (потомки или народы): потому что они оставили союз, который Б-г, Г-сподь их отцов, заключил с ними, когда вывел их из Египта....

29:28 Анистарот леАшем Элокейну веаниглот לנו ולבנינו עד עולם (лану улевонейну) ад олам лаасот эт коль диврей атора азот: "Скрытое – Б-гу, Г-споду нашему, а открытое – нам и детям нашим навек, (и поэтому мы должны) исполнять все слова этой Торы".

30:1-2. Придет время, когда вы испытаете на себе все благословения и проклятия, которые я изложил вам. Там, среди народов, к которым изгонит тебя Б-г, будешь ты об этом размышлять. И вернешься ты к Б-гу, твоему Г-споду, и будешь Его слушаться, делая все, что я заповедую тебе сегодня. (И раскаетесь) ты и дети твои от всего сердца и всей души.


Задумаемся о значении выделенной фразы (29:28), необычность которой отмечает редкое в Торе явление – над буквами следующих друг за другом слов לנו ולבנינו ע стоят точки, не меняющие произношения или значения, а указывающие на нечто "скрытое", (что "нам и детям нашим" надлежит "открыть" – истолковать?). Попробуем... Можно предположить, что 3+7 (точек над двумя словами) – намек на Десять Заповедей Торы для нас и наших детей – о которой говорит пасук. (Кстати, 3 и 7 – также деление 10 сфирот, на верхний, относящийся к сознанию, и нижний, "открытый" отдел, относящийся к "земле" – проявлению.) Последняя точка стоит над буквой Айн, название которой означает "глаз" – то есть видимое, "открытое". А числовое ее значение 70 указывает на 70 народов земли (о которых сказано в разделе Ноах и которые должны соблюдать 7 законов потомков Ноаха), куда изгоняются потомки семьи Якова-Израиля (состоявшей первоначально из семидесяти душ, Шмот) – о чем говорит приведенный выше и ниже контекст нашей фразы. Изгнание приводит, как в Мегилат Эстер, к открытию скрытого – в Святая святых Иерусалимского Храма, в душах и делах Его народа. Об этом же говорит стих Теилим "и скажут среди народов: возвеличил Г-сподь сделать с этими". Гематрия, числовое значение слов – один из 32 (гематрия "сердце") способов раскрывать скрытое. Гематрия לנו ("нам" – как в Шма, коллективная ответственность, Суд Природы и общества) = 86 = Элоким. Это Имя Творца, отражающее Его Суд (это скрытое, поскольку о мыслях Его мы можем только догадываться по тому, что Он делает на земле?). И контекст нашего предложения говорит о Суде над избранным народом – примере для всех народов. Гематрия слова улеванейну, "и детям нашим", 154, выражается буквами נקד , что значит "поставил точки" – "над и", над тремя словами – получается "Элоким поставил точки". Гематрия двух первых слов из десяти букв "нам и детям наши"– רם, рам – "высокий, возвышенный" (240). То есть еврейский народ создан, чтобы указывать на Всевышнего семидесяти народам земли, Айн. Если же мы этого не делаем, не открываем, не освящаем Его Имени АШем, качество Милосердия (также сказанном в этом стихе), исполнением Его Торы, которое АШем доверил нам как Своему народу, то Он делает нам и нашей земле מר, мар – "горько". И эта горечь: запустение земли и так далее – тоже является освящением Его Имени – но уже Имени Суда. Это, по сути, в скрытом, "свернутом" виде содержание всего отрывка Торы, окружающего эти слова – если не вообще всей Торы и жизни. И, наконец, гематрия всех выделенных точками, никудом, букв = 310 = שי, "дар". Все, что есть – יש – дар Творца. Это то, что должны осознать все евреи и все народы мира, это возвышение и страдание – есть Его дар, и Его Суд – высшее Милосердие. Так говорит нам открытый текст разбираемой фразы и скрыто – ее выделенные буквы. Интересно отметить, что та же гематрия у слова עמר, омер – сноп, который следовало приносить в праздники Исхода и создания еврейского народа: Песах и Дарование Торы, Шавуот. А со словом рам перекликается частое выражение следующего недельного раздела Ваелех – хазак веемац – крепись и мужайся, которое повторяет Моше своему слуге Йеошуа, делая его пророком и главой народа. Его числовое значение רום, ром – "возвышенный". Если добавить к нему 2, по числу слов, получается 248 – числовые значения имени Авраам, заповедей действия и числа слов в Шма, Исраэль.