Наши книги

Любите делать добро.

Ежедневные уроки в умении давать - уроки р.Ф.Шехтера по книге Хафец Хаима "Агават хесед".

Сидур «Шорашим» для сефардских евреев.

Карманный Сидур «Шорашим». Первый перевод на русский язык молитв восточных евреев, транслитерация и разъяснение Благословения после еды.

ВНЕМЛИТЕ, НЕБЕСА…

Эта статья нигде не была опубликована, хотя и написана в первые недели после заключения Договора между Израилем и ООП. Жизнь доказала несостоятельность этого соглашения. «Архитекторы мирного процесса Осло» ныне - в оппозиции и не имеют былого влияния в международных политических кругах. Но много ли принципиальных изменений произошло в нашей стране за минувшее десятилетие?.. Над Израилем все так же нависает угроза. Теперь - в образе «Дорожной карты». Все так же актуальны размышления автора над судьбой нашего народа. Как будто бы изложены они сегодня, сейчас - в эти тревожные дни…

Поразили евреи народы земли. Сделали то, что до них не делал никто, что противно здравому смыслу, и инстинкту самосохранения, и историческому опыту всех на свете! Удивили евреи, отдали треть своей земли, открыли дорогу самоуничтожения! Отдались во власть злейшему врагу, для которого все средства хороши. Он не жалеет никого: ни стариков, ни женщин, ни детей, ни евреев, ни своих, палестинцев. У них только одна цель - добиться победы любой ценой. А победа его и цель не в том, чтобы взять со страны дань, оторвать от нее часть или навязать свой миропорядок. Нет. Цель их - сбросить евреев в море, изгнать совершенно с их земли, уничтожить еврейское государство и создать на его месте - свое. Со столицей в Иерусалиме. Об этом продолжает официально заявлять этот враг, даже получая от евреев треть вожделенной страны.
На каких же условиях заключает еврейское государство под руководством блока партий Авода-Мерец мирный договор с бандой террористов, даруя ей не только землю, но свое и мировое признание? Ни на каких. Им, говорит Шимон Перес, давать нечего. Мы, значит, такие богатые, что можем пожертвовать треть страны, а потом собрать с богатых евреев всего мира деньги, чтобы им эту земля обустроить. А олим из СНГ пусть подождут. Ведь они - свои ребята. Вот отстроится палестинское государство, и благодарные арабы соберут им немного денег - на могилы. Не стоит ставить вопрос, кто все начал. Это - детские игры, и нет возможности уповать на великодушие врага, который понимает только язык силы. Случилось ужасное, бессмысленное и беспрецедентное: сами евреи открыли дорогу для своего тотального устранения с этой земли, для своего уничтожения. Ибо какой народ согласится нас принять на свою землю? Никакой. Это мы уже проходили в 30-х годах и во время Второй мировой войны. Ради этого, ради создания спасительного «национального очага», как утверждали политические сионисты, они и строили государство.
Почему же мы это сделали? Как это понимать?
«Внемлите небеса, я говорить буду, слушай земля речения уст моих» (Дварим, гл. 31, ст. 1). Так начинается недельная глава Торы - Аазину, которую читают во всех синагогах мира в шаббат после Рош а-Шана - в преддверье Йом Кипура, Дня Искупления. В эту неделю в 1993-м году был подписан договор между ООП и Израилем. И, как обычно, оказывается, что Тора чудесным образом связана с современностью, представив нам возможность увидеть текущие реалии в свете вечности.
Знаменателен, прежде всего, сам этот период, который мудрецы называют ямим нораим или - «страшные дни», ибо в Рош а-Шана Небесный Суд выносит приговор каждому человеку и целым народам. Кто же не боится суда? Но Творец мира, в бесконечном милосердии Своем, оставляет нам еще одну, последнюю возможность получить прощение - в ответ на полное раскаяние и решение больше не возвращаться к неблаговидным делам. Вот и Израилю, вслед за подписанием договора с Арафатом, был дан шанс пробудиться, одуматься, исправить содеянное и не скреплять печатью роковой договор. А то, что договор этот - преступление, станет ясно из дальнейшего анализа текста Торы.
В Торе читаем: «Совершенны деяния Всемогущего, все пути Его справедливы. Он Всевышний… беспристрастный, справедлив Он и праведен. Разрушение - вина Его детей, а не Его, искореженное вы и извращенное поколение. Так вы платите Творцу вашему, неблагодарные, немудрый народ. Разве Он не твой Отец, не Создатель твой, разве не Он тебя создал?..» (там же, ст. 4-6)?
Итак, речь идет о том, как народ себя погубил. Эта тема не раз встречается в Торе. И можно было бы сказать, что связь с сентябрем 1993 года (конец 5754-го) - просто совпадение. Однако написано здесь и об «искореженном, извращенном» поколении - эти определения как нельзя более подходят к людям 20-го века, особенно - к евреям из бывшего СССР, называемых «мутантами», «гомо советикус», которые стали жертвами семидесятилетнего коммунистического эксперимента.
Каковы же причины? За что такое наказание немудрому народу, почему нельзя его, «извращенного», пожалеть? Потому что неблагодарен он! А благодарность - естественное чувство, присущее чистому сердцу. Но если утеряна даже благодарность, то закрыты пути к тешуве - раскаянию и исправлению. Сказано здесь и еще нечто важное, имеющее непосредственное отношение к сионизму и современному Израилю.
В процитированном отрывке подчеркивается, что Всевышний сотворил человека и чудесным образом вывел евреев из Египта, создав предпосылки для формирования народа, чтобы этот народ служил Ему и показал всему миру путь к Нему. Отец Небесный дал Своему народу духовную цель и, указав путь на земле - даровав Тору, дал священников и пророков. И если за все это народ не испытывает благодарности, если всю славу, величие и чудеса считает делом своих рук, полагая, что никому ничем не обязан, такую неблагодарность нельзя терпеть бесконечно.
«Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой / Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Так провозгласили в знаменитом гимне коммунистов («Интернационал») «проклятьем заклейменные» и стали строить царство коммунизма на земле: одни - на российской, другие - на земле Палестины.
В этом состоял пафос нерелигиозного сионизма. На этой идее базировалось сионистское воспитание, которое довольно скоро обнаружило свое бессилие. А с подписанием договора Осло, такому сионизму пришел конец. В течение десятилетий сионисты твердили о силе своих рук, и бесстрашии, о самоотверженности, о своих героях. А сыновья этих героев уезжали жить за границу, женились на нееврейках, одурманивали себя наркотиками, ассимилировались в своей стране, стрелялись от несчастной любви, и становились, согласно сионисткой мечте - быть, как все - ворами и распутниками, не оставляя после себя достойного продолжения. Они не желали замечать и помнить чудеса, которые сопровождали создание государства, военные победы, экономические достижения и выживание Израиля, с момента его основания до наших дней. Бесплодие и гордыня сионизма, оторванного от Всевышнего, от Торы, традиционного пути нашего народа, привела к падению. Именно об этом предупреждала нас Тора.
Однако есть в этой главе и другие указания: «Он сказал: Я сокрою от них Свое лицо, посмотрю, какой у них будет конец. Ибо это поколение, которое извратило себя, и не может быть верным. Изменяли они Мне с не-богом, и гневили Меня суетой своей. А теперь Я изменю им с не-народом, раздражая их народом, лишенным благодарности» (Дварим, гл. 32, ст. 20, 21).
Отметим, что определение, которое в предыдущей цитате мы перевели - «извращенное поколение» выражено словами - дор таѓпухот. Это словосочетание имеет и другое, более буквальное, кстати, значение - «поколение переворотов» (бунтовщиков, революций). Интересный факт: Декларация Бальфура - о необходимости создания еврейского национального очага в подмандатной Палестине была напечатана в том же номере газеты, где сообщалось и об Октябрьской революции в России. Таким образом, евреи оказались перед выбором: пойти дорогой сионизма или - дорогой строительства коммунизма в России. Это, впрочем, не помешало многим евреям одновременно следовать и по той и по другой: внеся свой посильный вклад в строительство коммунизма на российской земле, некоторые из них отправились «достраивать» коммунизм в собственном очаге. Известно, что нынешнее правительство в значительной мере состоит из их идейных последователей. Они-то и направляют политический курс государства евреев - на самоуничтожение.
Но кто такие - «не-народ» и народ, «лишенный благодарности» (в оригинале - гой наваль)? Что такое - «не-бог»?
Эти понятия мы встречаем в Торе впервые. Рассмотрим же, некоторые комментарии к этому фрагменту.
«Не-бог», - поясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), - то, в чем нет Творца».
Но в чем же Его нет? Ведь, Он - жизнь миров, Он - «Вездесущий», и нет жизни вне Его сфер. Впрочем, пожалуй, нет Его там, куда человек Его не допускает. Ибо он - скрыт для таких «мест». Больше всего такое определение годится для атеизма, который отрицает саму идею существования Творца.
С понятием «не-народ» дело обстоит сложнее. Многие комментаторы, взяв за основу слова пророка Иешаягу (Танах, Невиим - Пророки), склоняются к тому, что это - касдим (вавилоняне), которые разрушили Первый Храм и увели евреев в Вавилон. А гой наваль - это народ неблагодарного Эсава, который забыл свой братский союз с Яаковом, и римляне, его духовные потомки, разрушили Второй Храм.
Раши добавляет, что определение «неблагодарный народ» соответствует миним, «безбожникам», отказывающимся от веры своих отцов, как написано: «Сказал неблагодарный в сердце своем: нет Всевышнего» (Теилим, гл. 14, ст. 1).
Согласно этим комментариям, пророческая песнь Моше - Аазину говорит о двух грядущих разрушениях Храма - от рук двух народов и последовавших за этим изгнаниях. Какую же связь с нашими днями можно здесь усмотреть?
После двух изгнаний еврейский народ вернулся на свою землю, и лишь теперь, почти через две тысячи лет, эти слова Торы, это страшное предупреждение, вновь обрели актуальность.
Кто же из современных народов ассоциируется с понятиями «не-народ» и «гой-наваль» (народ неблагодарный)?
«Не-народ» - это народ, - поясняет Раши, - у которого нет имени, как сказано: «Это земля касдим, народ, которого не было» (Танах, книга пророка Иешаягу, гл. 2, ст. 13).
То есть - незначительный, - уточняет Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.). - Всевышний взрастил его, «чтобы сделать из него орудие войны» (Танах, книга пророка Иермиягу, гл. 51, ст. 20).
Люди, которые долгие годы жили в бывшем Советском Союзе и «застали» сталинские времена, помнят, что таким народом были официально объявлены евреи, у которых в тот период не было ни единого языка, ни собственный земли (даже общей территории проживания), ни единой экономики. В стремлении уничтожить евреев, их называли - «безродными космополитами». Но и в тот момент за пределами советского государства признавали, что евреи - особый народ. И не только потому, что всех евреев мира объединяло далекое общее прошлое. Но и потому, что у них, в какой бы стране они не жили, была общая письменность, общий язык молитвы, общий свод законов, общее мировоззрение и общая историческая цель. Все это объединяло народ, верный Творцу, своей традиции, народ, который, рискуя жизнью, соблюдал веления Всевышнего. Духовная сила этой веры, хотя и пережившей в ту эпоху страшный кризис, оказалась достаточной прочной, чтобы вызвать сострадание Творца. И Он своему народу его землю. И ожил древний единый язык, возникла общая экономика, и, как прежде, евреи стали называть своих детей древними еврейскими именами.
Те евреи, которые отказывались от своего прошлого - отказывались от своего будущего. Некоторые из них, чтобы уничтожить память о прошлом, боролись с верой отцов, изменяли своему народу, отправляли на смерть раввинов, разрушали синагоги… И вот изменники, посвятившие себя воплощению коммунистических бредней, приехали на Святую землю, чтобы продолжить свою разрушительную деятельность здесь. И, надо сказать, преуспели. Во имя пустых идей они оскверняли национальные святыни, порочили имена великих еврейских пророков. Такие вредители народу своему, ибо их деятельность в духовной и материальной сферах направлена против собственного народа, есть в израильских правящих кругах и сейчас. Они-то и есть - «не-народ».
Есть в современной истории и другая этническая общность, которую, согласно отмеченным нашими мудрецами признакам, можно назвать «не-народом»…
«Не-народом» можно назвать и арабов, которые в разное время (до создания Государства Израиль и потом) пришли в Эрец Исраэль из разных стран и именуют себя «палестинцами». Это - люди, у которых в действительности «нет имени», нет своего, особого языка, общего исторического прошлого. Это - искусственно созданная общность, которую взрастили и подкармливают арабские страны, сделав из нее «орудие войны» против ненавистного им Израиля.
Кого же мы отнесем к «неблагодарным» - гой наваль?
Следует ли назвать так евреев, которым Всевышний после двух тысяч лет гонений даровал вернуться на свою землю и достичь процветания, а они отреклись от Него? Или, может быть, речь идет о палестинцах?
Наверное, опять - о палестинцах. Ведь это они проявили по отношению к нам черную неблагодарность. Многого стоит факт, что один из первых премьеров нашего государства Моше Даян после победоносной войны догонял убегающих палестинцев (которые боялись, что придется расплачиваться за их преступления и просил вернуться в Израиль. Да и вообще: именно «под крылом» Израиля палестинцы, по сравнения с арабами других стран (исключая, конечно, привилегированных владельцев нефтяных скважин) обрели небывалые свободы и благосостояние.
Но в Торе, в главе Аазину, Моше говорит не о благодарности, которую должны испытывать другие народы к евреям, но о благодарности - Творцу. А поэтому сегодня «не-нерод» - палестинцы, а гой-наваль - те евреи, которые забыли, что сделано для них и Кому обязаны они своим существованием.
Кстати сказать, отношение тех, кто отвернулся от Всевышнего - к арабам и палестинцам напоминает нам слова мудрецов: «Тот, кто милосерден к врагам своего народа, станет жестоким к своему народу». И это подтвердилось в нашей реальности. Истинному, покойному ныне раву Кахане, только за то, что он открывал людям правду о намерениях арабов, не позволяли выступать публично, а потом и вовсе изгнали из страны. У Кнессета, по приказу высшего начальства, избивали демонстрантов, которые протестовали против этого договора. Теперь же правящая верхушка готова изгнать сто пятьдесят тысяч еврейских поселенцев из их домов. Разве это - не жестокость? Разве не жестоко - игнорировать требование оппозиционных партий, почти половины израильтян, сохранить целостность Иерусалима и не создавать палестинское государство?.. Примерам этим, к несчастью, нет числа. Возвращение народа Израиля на свою землю сегодня - под смертельной угрозой, слова Торы о «не-народе» и народе «неблагодарном» наводят на горестные размышления.
Вернемся к тексту Торы и прочтем: «Ибо они народ, не прислушивающийся к добрым советам, а у них самих нет понимания. Будь они мудры, рассудили бы и поняли, что их ждет. Как один (человек) мог бы гнать тысячу, или двое - десять тысяч, если бы Всемогущий не продал их, если бы Всевышний не (поймал их в западню)» (Дварим, гл. 33, ст. 28-30).
Уже говорилось в Торе - «народ этот низкий, не мудрый». И снова - те же слова. Тора подчеркивает: если Творец хочет наказать, прежде всего, Он отнимет разум.
Диву даешься, как эти опытные все же политики могут довериться такому страшному и непримиримому врагу еврейского государства - этим палестинцам? Врагу, который стремится изгнать весь народ с его земли. Не подчинить и поработить, а - полностью изгнать, сделав Землю Израиля - местом своего проживания. Так, что пути назад у еврейского народа после ратификации этого договора в Осло и заселения земли - не будет. Не останется надежды на восстановление еврейского присутствия на земле, завещанной нам Творцом.
Откуда потом возьмутся у нас силы остановить стремление врага сбросить нас в море, если нет у нас сил на это сейчас, когда мы все еще владеем территорией, а у них, палестинцев, нет ни оружия, ни собственной земли, ни внушительной численности?
Как могли довериться израильские политики врагу, коварство которого - беспримерно? Врагу, который считает, что убийство любого еврея, включая стариков и детей, это - пропуск в рай? Врагу, на которого, безусловно, ни в чем нельзя положиться…
Тора объясняет и это.
Евреи, этот неблагодарный народ, сначала не прислушивался к добрым советам. Комментируя только что процитированный фрагмент, и Раши и раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) прямо говорят: «неблагодарный» этот народ - Израиль, а «добрые советы» - Тора.
Теперь смысл отрывка ясен. К власти пришло правительство, которое не просто не соблюдает заповеди, но намеренно и публично их нарушает. Оно борется с религией, верой и Творцом. Тайно и открыто, узаконивая, например, право на интимные отношения, которые законами Торы запрещены. А ведь именно это было, с точки зрения наших Учителей, одной из причин первого, вавилонского изгнания из Эрец Исраэль.
Понятно, когда дело зашло так далеко, наш Оплот, который всегда «говорит и делает», вынужден «продать» нас врагу: «из педагогических соображений». Чтобы дать нам толчок к осознанию истинного положения вещей, чтобы, задумавшись, мы прозрели, поняв, что заслужили это наказание своими поступками, чтобы дать возможность исправиться.
Отказываясь от «доброго совета», Торы, евреи лишаются разума, а, значит - и даруемой Свыше мудрости, понимания, интуиции. Всевышний поймал их в западню, и истина, при всей ее страшной очевидности, до них уже не доходит, как не доходила до фараона, пока Египет не был разрушен десятью казнями.
Очевидно же было для всех, для евреев и других народов: если евреи жили по закону Творца, Он сражался за них, как описано в книге Ваикра (гл. 26, ст. 8): «...преследовали пятеро - сотня и сотня - десять тысяч» (один - двадцать человек или один - сто). Именно так все и происходило во время Шестидневной войны, войны Судного дня и других войн, которые вел современный Израиль, когда чудом (даже по признанию специалистов, военных историков, нерелигиозных людей и не евреев, например, журналиста Черчилля) евреи одерживали победы над превосходящими силами противника.
Здесь же в Торе написано: когда еврейский народ отступается от Всевышнего, бегут от одного врага тысяча или даже пять тысяч евреев. Разве это не ясное указание? Мощнейшая армия на Ближнем Востоке, сильное государство и целый народ капитулируют перед бандой террористов. Не об этом ли сказано в другой главе книги Дварим: «и побежите вы, хотя никто за вами гнаться не будет», то есть побежите от страха, от самих себя, потому что отвернулись от Всевышнего.
Так слова недельной главы Аазину раскрывают смысл того, что происходит в современной политике, в жизни нашего народа.
Есть в этом соглашении с врагом и еще подробности, на которые проливают свет древние пророчества. В самом начале Первой Книги Пророков в Танахе рассказывается, как евреи под руководством Иегошуа бин Нуна вошли в обетованную землю из пустыни. Первым городом, которым овладел на своей земле еврейский народ, был - Иерихон. Тот самый Иерихон, который по договору передается ООП и становится на первых порах штаб-квартирой Арафата. Это указывает нам на иной аспект договора, проводя отличие между разрушением Первого и Второго Храмов и изгнанием, что должно произойти сейчас - по логике событий и как естественное следствие наших преступлений. Если Творец в очередной раз не сжалится над нами и не пошлет нам спасение.
Само появление названия Иерихон в этом договоре - факт знаменательный и чудесный. В течение многих лет шли разговоры об автономии в Иегуде, Шомроне и Газе, но об этом городе не было ни малейшего упоминания. И вдруг, в тайном сговоре нынешнего правительства с ООП, Йерихон оказывается одним из двух мест, которые передаются палестинцам в первую очередь. Хотя, в отличие от Газы, он совершенно не угрожает безопасности евреев. Да и арабы живут там не в лагерях беженцев - в собственных, весьма не бедных, домах. Передача Ирихона арабам, при том, что еще неизвестно, как все повернется, противоречит здравому смыслу, потому что место это имеет чрезвычайную стратегическую важность. Как сказано в книге Иегошуа, это - «врата в Израиль».
Итак, слово «Иерихон» относит нас к временам вступления евреев в Землю Израиля, к эпохе овладения страной. А, поскольку народ этот был посвящен служению Творцу, и земля предназначенная ему, как невеста - жениху, должна была наполниться идущей с Небес духовной энергией. Иерихон пал от звуков шофара, в который трубили евреи, обходя по периметру его стены. Ему надлежало навсегда оставаться в развалинах, стать вечным напоминанием о чуде и «освящении» земли, поэтому восстановление его было запрещено.
Но прежде чем произошло чудо падения стен Иерихона от звука шофаров, в которые трубили священники Израиля, еврейский народ должен был удостоиться чуда и достичь духовного уровня, достаточного, чтобы принять участие в осуществлении чуда и стать орудием реализации Воли Творца.
Этому предшествовал долгий путь очищения и духовного развития еврейского народа. Каждый шаг к Эрец Исраэль требовал от евреев определенных усилий. Прежде, чем остановились воды Иордана, чтобы позволить евреям перейти на другой берег, народ должен был очиститься. А потом Иегошуа обрезал весь народ, затем была принесена пасхальная жертва, и весь народ соблюдал Песах… Все это - ступени очищения и духовного подъема, которые евреям пришлось преодолеть, чтобы ступить на Землю Израиля. После взятия Иерихона народ пошел, как было заповедано, к горам Эйвал и Гризим и принес там присягу, поклявшись, что принимает на себя все последствия соблюдения и нарушения Торы...
Перед лицом нависшей над нами угрозы мы должны сделать правильный выбор и измениться. Всевышний, весь наш народ, все человечество ждут этого. Если мы действительно хотим спасти Израиль, скажем: Шма, Исраэль, ибо Израиль - это мы!..