Наши книги

Смысл и законы достойной речи. Ежедневный урок.

Выдающийся мудрец Хафец Хаим разработал практическое руководство по обретению власти над речью.

Ам Исраэль хай. Вечный народ.

История евреев современной эпохи 1650-1990.
Эта книга написана человеком «изнутри» и рассказывает о том, что часто ускользает от светских людей, но в перспективе всеобщей истории.

השבועות חג – ПРАЗДНИК ШАВУОТ

Гедалия Спинадель

Слово חג – «праздник» связано со словом חוג – «круг», потому что каждый праздник завершает годичный цикл, который, в известном смысле, с него начинается. Мы получаем возможность заново посмотреть на себя в связи с этим событием, оценить пройденный путь и наметить дальнейшее движение.
И каждое повторение должно быть праздником – потому что его, то есть нас, к этому времени могло и не быть.
Поэтому каждое утро, открывая глаза и ощутив вдохновение и радость, надо от всей «возвращенной» души сказать Моде ани. Поблагодарить Б-га за то, что «милостиво возвратил в меня мою душу» – дал мне еще день, еще возможность доказать верность Ему и оправдать Его веру в меня, выразить любовь и сделать добро Творцу, ближним и всему Его творению.
И перед началом каждого праздника, делая Кидуш, выделяя и освящая его, мы говорим, как постановили мудрецы, браху Шеехияну, благословляя Б-га за то, что «давал нам жизнь, восстанавливал нас и довел до этого дня».
А праздник Шавуот и в названии как бы содержит в потенциале данную идею, ведь он начинается с букв שב – корня слов «сидеть, покоиться» и «возвращаться». Название שבועות означает «недели» отсчета от праздника урожая и принесения в жертву ячменного «снопа», когда дарованное Им физическое средство и материальное благополучие, возводится нами в духовную сферу – в мысль и страстное ожидание встречи с Ним.
И дает нам энергию для изменения себя, преобразования своего земного тела и души в кли, возвышенный инструмент служения Б-гу.
Но сам праздник Шавуот, пятидесятый день – это остановка, прекращение счета, как бы шабат покоя, суббота суббот, подобно Йовелю – году полной свободы, которую дарует человеку, «образу Б-га», только Тора, Его Воля – исполнение Его желаний.
Эта остановка – как тогда у горы Синай остановились, наконец, наши отцы, беженцы из Египта – означает, что мы уже пришли к цели. И цель эта – Творец, возвращение к Нему, Источнику Жизни, Радости и Покоя.
Чтобы не расставаться с Ним и не терять переживания этих высших ценностей, принято бодрствовать всю ночь Шавуот, изучая дарованную Им в этот день Тору.
Тогда душе нашей не надо отделяться от тела и улетать ночью к Нему. Ведь мы всю ночь и целые сутки с Ним, душою и телом. И не надо говорить Моде – каждая секунда изучения Его слова, погружения в Его Свет и Его явленное Присутствие – благодарность Ему.
Слово שבועות толкуют как «клятвы». Потому что еще до Дарования Торы, на второй день месяца сиван, когда народ услышал: "Вы должны быть Моим царством священников и народом святым" (Раши, Шмот 19:6), Творец, как Жених, нас избрал.
А шестого сивана даровал нам Тору, как ктубу, брачному договор между Ним и Народом Израиля, когда жених и невеста дали друг другу «клятвы».
Эта идея отражена, в частности, в гимне великого кабалиста Алькабеца Леха Доди при встрече субботы. Там есть слова: «как радуется חתן על כלה – жених – невесте». Гематрия их, 613 – число заповедей дарованной в Шавуот Торы, осветившей весь мир своими светами, אורות – 613.
В день Шавуот у горы Синай тела множества отдельных людей, отказавшихся от эгоизма, как бы слились в одно тело, «как один Адам с одним сердцем». И благодаря общему согласию исполнять желания Б-га обрели единый Дух, общее сознание и общую цель, и поэтому полную и вечную ответственность друг за друга. Цель – исправить ошибку Адама и, исполняя во всем волю Б-га, усовершенствовать, вернуть Человека – себя, весь еврейский народ, все человечество, и все творение к Творцу, и тогда «человека и животное спасет АШем».
Как говорят ишто кегуфо – «жена его как он», «жена как тело его». Надо стать для Него как жена, совершенно верным, помогая Ему предельно выразить Себя и осуществить Свою волю на земле.
Переход на иной уровень жизни и близости к Источнику отражает и природа. В Шавуот созревает пшеница, пища людей (в отличие от ячменя – пищи скота), и приносят Творцу первый сноп пшеницы.
И говорится: «пока не поест ребенок хлеба, не может заговорить» – пока не вкусит хлеба, исходящего из Уст Творца, чудесного хлеба Жизни, обладающего всеми возможными вкусами.
Ребенок Авраама и Израиля вышел из тела другого народа в Египте и стал Человеком, «говорящей душой» – обрел вечную духовную жизнь и высший Дар Слова у Синая.

Гедалия Спинадель
к Шавуот 5772 года от Сотворения мира

Комментарии / вопросы

Добавить комментаний / вопрос

Ваше имя:
Адрес электронной почты: